Мы закончили интенсив по фельденкрайсу с Линн и Мартой. Главное слово которым можно описать впечатления - здорово. Несмотря на Анькины судороги и пропущенные из за этого 2 занятия, она получила очень много. Первые результаты : стала кивать головой "да" и "нет", очень оживилась речь. Быстрее и разнообразнее реагирует речью на ситуации. Произношение лучше не стало, но звуков и слов прибавилось. Научилась отпускать напряженные все время мышцы живота - это дает возможность произвести еще хоть какое то движение. А то каменный живот блокировал все тело в скрючке. Теперь САМА это регулирует. Научилась контролировать голову. Она у нее раньше постоянно вертелась вправо-влево. Теперь Аня САМА может ее держать на месте и не давать вертеться. Пока это стоит ей большой концентрации. Написала что это не трудно но надо все время помнить. Думаю скоро это войдет в автоматизм. То есть это не гиперкинез а просто стереотип движения. Попросилась сегодня на горку и три раза проползла ее до полного выполза, успешно преодолевая фехтовальную позу. Позы почти не было. Руки мягкие, легко сгибаются.
Все. Это много или мало? Для меня неожиданно много. А возможны еще отсроченные сюрпризы.
На этом курсе из семи детей только Аня моя была второй раз. Все остальные - в первый. Я переживала. Вдруг не понравится? Но всем очень понравилось. Дети уходить не хотели. У всех что то стало лучше. Марта мне очень понравилась. Она возможно уступает Линн в опыте, но ее пациенты описывали улучшения с речью, ходьбой. Так что, если Линн в ближайшее время не сможет приехать, а приедет Марта, пойдем к ней, не задумываясь.
Аня писала что Линн ее создает заново. Меняет ее внутренний мир.
Было очень тяжело ездить. Особенно сейчас по морозу и в предновогодних пробках. Мы не успевали делать маски и пить достаточно жидкости. Ела Аня вообще мало. Не знаю почему. Вот и накрыло нас судорогами.
Но ничего. Аню учили садиться, вставать на колени. Не для того чтобы сидеть. А для того чтобы она уловила варианты движений, приводящих к этому. Все время подчеркивалась важность вариабельности. Одно и то же движение делалось разными способами. По мнению Линн, монотонность и постоянное повторение без вариабельности - малопродуктивно. Мозгу нужно показать сто способов присаживания и ползания и тп. И из этой массы сформируется тот паттерн, который ему легче всего сделать. Про живот и верчение головой неспроста. Мне сказали что это первое движение, которое Аня может сделать когда хочет двигаться. У каждого ребенка такая реакция своя. Например, ребенок хочет взять игрушку, а мозг продуцирует не нужные движения, а те, которые знает - закидывает голову, напрягает руки в спастике или все тело, у нас - описанные сокращения живота и верчение головой. Если начать нежно и потихоньку двигать другими частями тела, мозг переключается на это и "забывает" что надо сокращать пресс. Живот мягчеет- спина может распрямиться, руки могут подняться.
Иными словами, мозгу дается множество приемов и инструментов управления телом. И он воспринимает те, которые ему понятнее и легче исполнить.
Хотелось бы выложить видео. Как иллюстрацию. Подскажите опытные юзеры наиболее простой вариант как это сделать.