2 мая 2012 г.
Angie:
Читаю "Kids beyond limits" Anat Baniel
"Чтобы действительно помочь своему ребенку с ограниченными возможностями, мы должны отступить от попытки заставить его делать то, что он не может делать. Надо более полно взглянуть на то, какую фундаментальную роль играет мозг в обучении и улучшении новых навыков. У мозга есть способность найти себя самому, и что удивительно, найти успешное решение проблемы. Не имеет значение как сильно мы хотим помочь, и не имеет значение какой у нас опыт, мы на 100% зависим от мозга ребенка, который может произвести необходимые изменения."
Пример про девочку Касси. "Только одно оставалось без изменений, не зависимо от того, что мы делали. Ее ноги оставались напряженными и были тесно прижаты друг другу, даже когда она была неактивна, как будто они были привязаны друг к другу невидимыми нитями. Когда я подвинула ее ноги очень медленно и нежно, у меня получилось разделить их и двигать ими более свободно и независимо. Но как только Касса сама пыталась двигаться, обе ее ноги становились очень напряженными. Я удивлялась, как она может учиться новым движениям во всем ее теле, кроме ее ног. Потом однажды, я наконец поняла. Касси не знала, что у нее две ноги! Она никогда не чувствовала их по-отдельности, потому что они всегда двигались как одна. У нее никогда не было чувство разницы между ее правой и левой ногой. В ее опыте, в ее мозге, у нее была одна нога, не две."
"Я поняла, что заметить, что у нее две ноги должна сама Касса. А для этого надо было привлечь ее внимание. Как и все дети, Касса любила играть. Я посадила перед собой так, что ее спина была прислонена на моей груди, потом я немного подняла колено ее правой ноги так, чтобы она увидела свое колено. Я постучала легко по ее колену так чтобы она посмотрела в ту сторону. После этого я спросила, хочет она чтобы я нарисовала на колене кота или собаку? Подумав, она сказала - "Собаку". Я спросила, хочет ли она красную или коричневую собаку? Она выбрала красную. Это были все вопросы, которые бы помогли ей (её мозгу) почувствовать разницу. Я начала рисовать красную собаку. Я рисовала ее очень медленно, называя все что я рисую "Это нос собаки это одно ухо, это второе и т.д." Касси была неподвижна, слушая мой голос, наблюдая за рисунком и чувствуя маркер на своей коже. Когда мы закончили, я помогла ей подвигать ее ногой по кругу, чтобы показать рисунок собаки ее маме, которая была с нами в комнате, потом показать рисунок мне, а потом посмотреть на него самой. Потом положила ее ногу на место и медленно подняла ее левую ногу. С огромным удивлением и разочарованием в голосе, я сказала играючи "О, на этом колене нет ни собаки, ни кошки!". В этот момент, Касси в первый раз в своей жизни поняла, что есть еще другая нога. Есть две ноги, не одна."